В октябре американская компания Garmin представила автоматизированную бортовую систему для авиации G3000 PRIME, которая, как уверяет Фил Штрауб (исполнительный вице-президент Garmin и управляющий директор по авиации), является самой передовой, интуитивно понятной и безопасной на сегодняшний день.
Новая интегрированная кабина для пилотов уже получила сертификат FAA TSO, а значит, дано «добро» на серийное производство изделия и его установку на воздушных судах. Согласно сертификационным стандартам летной годности FAA Part 23 панель G3000 PRIME готова к работе с современными самолетами, укомплектованными турбинными двигателями, а также с военными самолетами и воздушными транспортными средствами AAM (Advanced Air Mobility).
В G3000 PRIME сконцентрирован 20-летний опыт специалистов Garmin в области авионики. Именно два десятилетия тому назад компания выпустила свою первую кабину для пилотов G1000, которая была ориентирована на гражданскую авиацию. Спустя десять лет вышла модифицированная кабина G3000 для легкого турбинного самолета, которую производитель оснастил первыми сенсорными экранами и «революционной» системой автоматической посадки Garmin Autoland, которая была отмечена наградами. По итогу, сегодня в эксплуатации находится свыше 30 тысяч интегрированных бортовых панелей Garmin. И на вершине этой «цепи» находится модель 2024 года G3000 PRIME, которой, как признался Фил Штрауб, разработчики гордятся.
Причины для гордости, если разобраться, действительно есть.
Сама компания, анонсируя свою новую продукцию, акцентирует внимание на пяти ключевых факторах:
- широкоформатные сенсорные дисплеи;
- обновленный и более понятный пользователям интерфейс;
- продвинутые инструменты для полета;
- технологии, повышающие безопасность;
- бесперебойное подключение.
В чем конкретно заключаются инновации и польза от них по каждому из перечисленных пунктов, давайте разберемся детально.
Новые сенсорные дисплеи
С их помощью вы сможете, как шутит производитель, прикоснуться к будущему. Основные 14-дюймовые сенсорные экраны PDU покрыты от края до края специальным защитным стеклом, которое устойчиво к отпечаткам пальцев и не подвержено бликованию при солнечном свете. С помощью таких мониторов пилоту будет легче считывать информацию и управлять основными функциями полета. К тому же гладкие стеклянные экраны G3000 PRIM придадут кабине экипажа современной эстетики.
Из полезных изменений, коснувшихся полетных цифровых панелей PDU, также отметим:
- увеличение памяти в четыре раза;
- гигабитное системное подключение в сто раз (!) ускорилось, обеспечивая более быстрый отклик;
- новые многоядерные процессоры работают быстрее, благодаря чему вычислительная мощность устройств выросла более чем вдвое;
- частота обновления экрана стала выше, а значит, изображения на нем приобрели большую четкость и плавность.
Помимо основных дисплеев, предусмотрены вторичные экраны SDU для ввода данных и управления системой, которые дополнительно обладают возможностью отображения многофункциональных приложений, обеспечивая тем самым максимальную ситуационную осведомленность. Более того, при использовании некоторых авиационных программ эти вторичные экраны могут выполнять функцию интегрированного дисплея резервного пилотажного устройства, что избавляет от необходимости устанавливать на приборной доске дополнительное пилотажное спецоборудование.
Важно подчеркнуть, что новые 7-дюймовые SDU-мониторы от предыдущих поколений сенсорных контроллеров Garmin отличаются увеличенной на 40% площадью экрана!
Что касается интерфейса сенсорных дисплеев, то и он существенно был доработан:
- Во-первых, разработчики Garmin внедрили в бортовую систему G3000 PRIM технологию множественных касаний (multi-touch), благодаря чему прибор способен распознавать до 10 одновременных сенсорных вводов. Это означает, что пилот и второй пилот, если возникает необходимость – например, при сильной турбулентности и в стрессовых ситуациях, могут одновременно работать с одним и тем же экраном.
- Во-вторых, модернизированная технология мультитач обеспечивает стабилизацию рук на экране. Это позволит пилотам точно вводить данные на сенсорной панели, одновременно удерживая пальцы на дисплее и не опасаясь при этом случайно нажать ненужную кнопку.
- В-третьих, поддержка специальных инструментов управления обеспечивает интуитивное физическое управление часто используемыми функциями с помощью продуктов, разработанных Garmin, и сторонних устройств, а также с помощью контроллеров с ручным управлением (HOTAS) для военного и оборонного секторов.
Обновленный пользовательский интерфейс
Функционал G3000 PRIME, через который пользователь взаимодействует с системой, с одной стороны, хорошо знаком бывалым клиентам Garmin. Однако, с другой стороны, компания, опираясь на свой богатый опыт в области исследований авионики и разработок новых технологических решений, привнесла в кабину экипажа более современный, даже элегантный и интуитивно понятный внешний вид. В частности, были улучшены шрифты, а иконки стали более узнаваемыми. Меню приложений IT-специалисты Garmin сделали более продуманными и короткими, чтобы упростить таким образом доступ к самым важным функциям.
Основные полетные окна (PFW) и многофункциональные окна (MFW), которые могут работать как в полноэкранном режиме, так и в режиме разделенного экрана, обеспечивают максимальную осведомленность об обстановке. Модифицированные панели быстрого доступа позволяют пилотам одним касанием выводить на экран нужные приложения, такие как карты, метеосводка, диаграммы или трафик. Просматривая карты, можно нажать в любом месте, после чего развернется на экране радиальное меню с функциями, которые предоставляют доступ к дополнительной информации (например, об аэропорте, воздушном пространстве, погоде) или позволяют быстро скорректировать план полета с помощью графического редактора. Интерактивные индикаторы двигателя и электрооборудования позволяют пилотам быстро открывать элементы управления системами и получать информацию о показаниях двигателя, состоянии окружающей среды в кабине и т. д.
Чтобы еще больше упростить управление информацией, Garmin предлагает опцию Window Manager («Менеджер окон»). Используя ее, пилоты смогут с одного дисплея SDU настраивать отображение приложений, размер окон и многое другое по всей кабине экипажа. Также с помощью «Менеджера окон» можно одной командой настроить все дисплеи, что избавит операторов от необходимости вручную настраивать каждое окно для различных этапов полета.
Усовершенствованные опции для управления полетом
Функционал интегрированной кабины G3000 PRIME теперь предусматривает ряд расширенных инструментов, связанных с системой самолетовождения (Flight Management System – FMS). В частности, опция «Модифицированный план полета» позволяет пилотам использовать как главные PDU-экраны, так и вторичные SDU-дисплеи, чтобы предварительно просматривать и сравнивать расположенные рядом графики изменений плана полета, в том числе сопоставлять расчетные характеристики или прорабатывать сценарии «что если».
Во время инициализации пилоты также могут настроить функцию «Аварийное возвращение», которая недавно появилась в интегрированных полетных кабинах Garmin. Этот инструмент может помочь быстро настроить самолет для посадки, если вскоре после взлета возникнет чрезвычайная ситуация.
Благодаря тому, что маршрутизация рулежных дорожек была дополнительно улучшена, обеспечивается автоматизированное управление маршрутом на 2D-навигационных картах и 3D-изображениях с технологией синтетического зрения (SVT™).
Автоматизация работы в кабине пилота обеспечивается также с помощью умных контрольных списков, связанных с соответствующими элементами управления и распознающими состояние систем. Например, пилоты, получая сообщение CAS, связанное с контрольным списком, могут просто коснуться сообщения, чтобы открыть нужный контрольный список одним касанием. Также теперь в рамках контрольного списка можно быстро просмотреть информацию о погоде или убедиться, что тот или иной элемент системы находится в правильном положении, значении или конфигурации.
Еще одна полезная для автоматизации и улучшения дизайна бортовой панели инновация, о которой стоит упомянуть, связана с новыми электронными системами распределения питания от Гармин. Благодаря этой технологии традиционные переключатели были заменены на интуитивно понятные электронные выключатели.
Улучшились инструменты для обеспечения безопасности
Полетная панель G3000 PRIME создавалась на базе фирменных технологий Garmin (включая решения Autonomí), призванных повысить безопасность полетов.
Сюда входит очень широкий набор инструментов. В числе основных отметим:
- Emergency Descent Mode – режим аварийного снижения.
- Электронная система стабилизации и защиты (технология Garmin ESP™).
- Навигация при отключенном двигателе Smart Glide™.
- Удостоенная награды Collier Trophy система Garmin Autoland, которая может полностью контролировать полет и посадить самолет в экстренной ситуации, когда пилот не в состоянии это сделать.
- Smart Rudder Bias – умная регулировка положения руля.
- Runway Occupancy Awareness – недавно анонсированная технология, которая анализирует полученную с помощью приемников GPS и ADS-B информацию о трафике, относящуюся к взлетно-посадочным полосам и рулежным дорожкам аэропорта. Ее задача – оценить ситуацию и уведомить экипаж о возможном несанкционированном выезде на взлетно-посадочную полосу или столкновении.
Расширенные возможности подключения
G3000 PRIME поддерживает различные форматы подключения, такие как Wi-Fi, LTE, Bluetooth, SiriusXM, Connext Satellite Services и не только. Это сводит к минимуму прерывание связи во время полета.
К продвинутым возможностям подключения G3000 PRIM также относятся:
- Технология PlaneSync, которая автоматически регистрирует данные о полетах и работе двигателя, обновляет базы данных и передает планы полета через облачное хранилище. Кроме того, эта технология позволяет владельцам самолетов и операторам удаленно проверять уровень топлива, напряжение аккумулятора и многое другое на совместимом смартфоне или планшете с помощью приложения Garmin Pilot™.
- Поддержка связи по каналу Controller Pilot Data Link Communication (CPDLC) и совместимость с программами FAA Data Comm и Eurocontrol Link 2000+. Эти инструменты помогают ускорить оформление разрешения на вылет (DCL), а также служат для обмена сообщениями по каналу передачи данных с центрами управления воздушным движением на маршруте.
Резюмируем
Анонсируя G3000 PRIME, компания Garmin устанавливает новый стандарт в сфере полетов, в основе которого высокие эксплуатационные характеристики и новые технологии для минимизации рабочей нагрузки пилотов и повышения безопасности и эффективности.
Поскольку полетная панель G3000 PRIME уже получила сертификат FAA TSO, стоит ожидать, что в ближайшем будущем производителями авиационной техники будут объявлены первые самолеты, укомплектованные новой интегрированной кабиной экипажа от Garmin.
Данная статья оказалась вам полезной? Интересуетесь брендом Garmin? Если да, тогда наша Лента новостей вам понравится. Здесь собраны самые важные и актуальные новости о разработках и технологиях компании, а также о всех новинках.